Юридическое обслуживание ТСЖ
Обобщение опыта Адвокатской фирмы при оказании юридических услуг ТСЖ (ТСН, ЖСК, ДНТ, СНТ) показало, что наиболее распространенными являются следующие категории споров:
- Об обязании застройщика устранить недостатки многоквартирного дома (МКД), возникшие в период 5-летнего гарантийного срока эксплуатации;
- О приведении жилого помещения в состояние, которое было до момента его реконструкции;
- О признании законности произведенных начислений, когда собственник заявляет о необходимости перерасчета и взыскании с него задолженности;
- Об оспаривании решения общего собрания либо решения правления.
В случае, если после ввода МКД в эксплуатацию, были обнаружены недостатки в качестве строительства, необходимо незамедлительно с вызовом застройщика составить акт о наличии таких недостатков. При этом, не имеет значения его отказ явиться для составления такого акта.
После этого, нужно до истечения 5-летнего гарантийного срока направить застройщику претензию с требованием об их устранении.
При отсутствии в месячный срок ответа на претензию или действий, направленных на устранения недостатков, предъявляется иск в суд.
В большинстве случаев застройщик будет заявлять о том, что недостатки возникли по вине ТСЖ (управляющей компании) или жильцов, например, вследствие ненадлежащей эксплуатации имущества, некачественного ремонта или нормального износа.
Однако, по закону «О долевом участии в строительстве» обязанность подтверждения вышеуказанных причин возникновения недостатков возлагается на застройщика. ТСЖ должно подтвердить лишь наличие недостатков. Если застройщиком подписана дефектная ведомость, наличие недостатков считается подтвержденным.
Следовательно, именно застройщик должен заявлять в суд требования о назначении строительно-технической экспертизы по определению причины возникновения недостатков.
Если в результате проведения экспертизы не будет установлена причина возникновения недостатков в доме, считается, что ответственность по их устранению возлагается на застройщика.