Разрешение судебных споров

Услуги адвоката (юриста) по строительным спорам

Одним из основных направлений деятельности Адвокатской фирмы «Ревякины и партнеры» является участие в разрешении строительных споров. Еще их называют подрядные споры.

Строительные спорыарбитражные споры по делам, связанным со строительством, выполнением проектных, изыскательских работ, строительных, монтажных, пусконаладочных, работ по капитальному ремонту и реконструкции помещений, зданий, сооружений. К подрядным спорам также относятся споры, по инвестиционным договорам в строительстве, договорам простого товарищества, направленных на создание объекта недвижимого имущества

Виды юридической помощи

Наши адвокаты способны оказать квалифицированную помощь при рассмотрении дел с вязанных с разрешением споров по договору строительного подряда, связанных:

• с несоблюдением существенных условий договора;
  • с качеством и объемом выполненных работ;
  • с нарушением процедуры приема-передачи и порядка ее оформления;
  • с необходимостью оплаты произведенных работ при признании договора недействительным;
  • с взысканием оплаты за дополнительные работы, не оговоренные договором подряда, акты на которые были подписаны;
  • с наличием права заказчика требовать оплаты стоимости работ самостоятельно им произведенных для устранения недостатков в работах подрядчика;
  • с нарушением сроков выполнения работ;
  • с односторонним отказом заказчика от исполнения договора в процессе выполнения работ подрядчиком;
  • с взысканием убытков и штрафных санкций, по договору подряда, как в пользу заказчика, так и подрядчика.

Также наша фирма представляет интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражных судах при взыскании задолженности, оспариванию сделок и иным спорам по договорам поставки, аренды, лизинга, перевозки, хранения, возмездного оказания услуг и др.

Особенности разрешения споров по договору строительного подряда

В связи с этим, при заключении договора подряда и последующем его исполнении, необходимо учитывать особенности разрешения этих споров судебными инстанциями:

1. Можно ли в судебном порядке принудить подрядчика к выполнению работ, предусмотренных договором?

Так, любое предъявленное в суд исковое требование должно быть направлено на восстановление нарушенных прав заявителя. Следовательно, удовлетворение судом иска о понуждении к производству работ, предусмотренных договором подряда, в результате должно быть выполнено. При этом, решая вопрос по заявленному требованию, суд должен определить порядок, механизм и сроки исполнения обязанности, выяснить возможность фактического исполнения договора с учетом положений закона «Об исполнительном производстве».

Услуги адвоката (юриста) по спорам, связанным с исполнением договора подряда и качеством работОсновными способами защиты прав заказчика при неисполнении своих обязанностей подрядчиком, является отказ от договора и возмещение убытков.

В связи с этим Арбитражный суд Ростовской области в своем решении по делу № А53-29648/14 указал, что иск об обязании ответчика выполнить работы не отвечает общему критерию исполнимости.

Ответчик не готов реально исполнить договор строительного подряда, поэтому судебное решение об удовлетворении иска может породить между сторонами новые конфликты.

Законодательство не предусматривает прямое принуждение ответчика (путем применения силы) выполнять такого рода обязанности.

Таким образом, если подрядчик не выполняет предусмотренные работы, заказчик не вправе заявлять о понуждении к их выполнению, а может предъявить к нему иск об отказе от исполнения договора и возмещении убытков.

2. Подлежит ли оплате результат произведенных работ при признании договора подряда недействительным?

Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000г. № 51 - если договор строительного подряда признается недействительным, например, в связи с тем, что был подписан неуполномоченным лицом, фактический результат, принятый заказчиком, подлежит оплате. Более того, подтверждением размера этой оплаты будет являться признанный недействительным договор подряда, в котором указана цена результата.

Аналогичным образом, должен разрешаться вопрос в случае если заказчик не принял работы, которые в действительности были произведены. Фактическое выполнение строительных работ при отсутствии письменного договора, либо при признании его, в последующем судом, незаключенным также может являться основанием для взыскания оплаты, если результат работ может быть использован только заказчиком.

Однако, работы, выполненные в отсутствие государственного или муниципального контракта, заключение которого предусмотрено законом, оплате заказчиком не подлежат.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12, в  условиях отсутствия муниципального контракта на выполнение строительных работ фактическое выполнение истцом ремонтных работ на объекте заказчика не может повлечь возникновения на стороне последнего неосновательного обогащения.

Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывает возможность для недобросовестных исполнителей и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход вышеуказанного Федерального  закона. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 37/13).

Таким образом, с целью минимизации возможности вынесения отрицательных судебных актов необходимо осуществлять усиленный контроль за составлением, содержанием и соблюдением порядка заключения государственных (муниципальных) контрактов и других подрядных договоров.

3. Вправе ли подрядчик при подписании акта выполненных работ заказчиком требовать оплаты необходимых дополнительных работ, согласие на производство которых он не получил?

Так, на подрядчика возлагается обязанность при возникновении необходимости производства дополнительных работ уведомить заказчика об этом и в случае неполучения от него ответа в разумный срок, приостановить деятельность. Если же дополнительные работы будут выполнены без уведомления заказчика, последний вправе не подписывать акт выполненных работ в части несогласованных с ним дополнений. Более того, даже если акт выполненных работ все-таки будет подписан заказчиком, оплачивать не согласованные с ним дополнительные работы он не обязан.

Объясняется это тем, что в соответствии со ст. 743 ГК РФ единственным основанием для оплаты дополнительных работ является их одобрение заказчиком. Подписание акта выполненных работ с включенными в него дополнительными работами само по себе не свидетельствует ни о предварительном, ни о последующем их одобрении.

4. Вправе ли заказчик при выявлении недостатков в работах самостоятельно или с привлечением третьих лиц их устранить и потребовать от подрядчика возмещения понесенных им затрат?

Статья 723 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда работа выполнена с отступлениями от договора, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для использования, заказчик вправе потребовать от подрядчика, в том числе возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда такое его право предусмотрено в договоре.

Если же в договоре подряда ничего не будет указано о возможности заказчика самостоятельно или с привлечением третьих лиц устранять недостатки, произведенные им затраты компенсированы не будут.

Поэтому, в интересах заказчика при заключении договора включить в его содержание условие о возможности исправления недостатков с компенсацией произведенных затрат.

Если же такое условие изначально отсутствует в соглашении сторон, следует первоначально предъявить требование об устранении недостатков подрядчику и в случае его неисполнения направить уведомление об отказе от исполнения договора и возмещении убытков. После этого можно будет самостоятельно заниматься исправлением недостатков и компенсировать затраты с недобросовестного подрядчика.

5. Кто будет нести риск убытков от стихийных бедствий по результату работ, частично принятому заказчиком?

Риск случайной гибели или повреждения имущества до момента приемки результата работ несет подрядчик. Подписание промежуточных актов выполненных работ для частичного расчета не влечет перехода риска случайной гибели того, что было сделано подрядчиком на заказчика.

Поэтому, в случае стихийных бедствий – наводнений, ураганов и т.п. повреждение или разрушение части работ, выполненных подрядчиком и принятых заказчиком, не повлечет обязанности повторной их оплаты последним.

6. Вправе ли заказчик отказаться от договора с подрядчиком, не приводя никаких оснований?

Если иное не предусмотрено договором строительного подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора, уплатив часть установленной цены пропорционально работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика. Заказчик также обязан возместить убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и ценой, выплаченной за сделанную работу.

Таким образом, если в договоре не установлен запрет на отказ от договора, заказчик может это сделать в любой момент. Помимо оплаты за фактически выполненные работы, заказчик должен будет компенсировать убытки, если подрядчик докажет их наличие, ограниченные общей ценой договора.

Наша адвокатское бюро представляет интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражных судах при взыскании задолженности, оспариванию сделок и иным спорам по договорам поставки, аренды, лизинга, перевозки, хранения, возмездного оказания услуг и др.

Адвокат по разрешению строительных споров  - телефоны (863) 294-32-32, 294-77-57, e-mail: advokatrev@mail.ru

АФ «Ревякины и партнеры»

Задайте вопрос юристу

* Поля обязательные для заполнения

Как получить юридическую консультацию

Вы можете получить письменную юридическую консультацию по возможному, планируемому или имеющемуся судебному спору, описав сложившуюся у Вас ситуацию и направив свои вопросы. Для этого необходимо также указать свой адрес электронной почты, на который будет направлен ответ и номер мобильного телефона для оперативного уточнения обстоятельств дела и уведомления о направлении ответа.

В течение нескольких часов мы письменно ответим на поставленные Вами вопросы, укажем на наличие или отсутствие целесообразности обращения в суд, а также определим перспективу судебного разбирательства по Вашему делу.

Адвокатская фирма
"Ревякин и партнеры" -
услуги адвоката в Ростове-на-Дону, юридическая помощь бизнесу, консультация юриста по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам.

© Все права защищены. Ревякины и партнёры.