Разрешение судебных споров
 

Адвокат по защите интеллектуальной собственности (авторских прав)

Ведущие специалисты практики:

адвокат Михаил Ревякин

старший юрист Генрик Саргсян

Юристы Адвокатской фирмы Ревякины и партнеры» специализируются на вопросах  и спорах, связанных с защитой товарного знака, коммерческого обозначения, патента, авторского и исключительного права на литературное, видео и музыкальное произведение, оспариванием решений Роспатента и имеют значительный опыт судебной и антимонопольной практики в этой области.

Наиболее распространенными спорами в области интеллектуальной собственности и авторского права являются следующие:

  1. О запрете использования товарного знака (ТЗ) на упаковках товара, в рекламе, иных источниках; изъятии товаров из оборота; взыскании компенсации за незаконное использование ТЗ.
  2. О признании регистрации товарного знака недействительной.
  3. Об оспаривании решения Роспатента об отказе в регистрации товарного знака.
  4. О досрочном прекращении права на товарный знак вследствие его неиспользования
  5. Споры по размеру компенсации за незаконное использование ТЗ.
  6. Об оспаривании решения Роспатента о недействительности патента на промышленный образец (полезную модель, изобретение) либо об отклонении возражений на регистрацию патента на промышленный образец.
  7. О расторжении договора на использование товарного знака (франшизы)
  8. О запрете использования коммерческого обозначения
  9. О защите авторского и исключительного права на литературное, аудио, видео произведение.

Юридические услуги по запрету использования товарного знака

            Для того, чтобы запретить другому предпринимателю использование зарегистрированного за собой товарного знака, адвокату необходимо в суде подтвердить, что используемый нарушителем знак является одинаковым или сходным до степени смешения в представлении потребителя с товарным знаком правообладателя, то есть доказать:

  1. Факт использования;
  2. Факт сходства.

Как подтвердить использование товарного знака?

Факт использования подтверждается - кассовыми или товарными чеками, свидетельствующими о приобретении товара, на котором изображен схожий или похожий товарный знак; самими товарами с нанесенными на них товарными знаками; фотографиями, зафиксировавшими покупку контрафактного товара, протоколами осмотра сайтов, составленными и заверенными нотариусом, предписанием антимонопольной службы, показаниями свидетеля, в том числе заверенными нотариально, видеозаписью.

 При этом видеозапись, произведенная скрытой камерой без разрешения, является допустимым доказательством по делам о защите прав на товарные знаки.

Как подтвердить сходство товарных знаков?

Для подтверждения сходства товарных знаковдо степени смешения используются такие доказательства как:

  • заключение лингвистической экспертизы;
  • заключение патентного поверенного;
  • опрос общественного мнения, например, проводимый ВЦИОМ, по вопросу о том, ассоциируются ли товарные знаки как схожие между собой.

При этом, суды не принимают во внимание опрос людей по вопросу о том, отличаются ли товарные знаки друг тот друга, поскольку схожие товарные знаки действительно отличаются, а значение имеет не наличие отличий, а имеется ли сходство между ними.

Сходство обозначений должно быть связано с однородностью товаров (услуг), в отношении которых обозначения заявлены (зарегистрированы).

При этом, сходство может быть:

  1. звуковым (фонетическим);
  2.  графическим (визуальным);
  3. смысловым (семантическим).

При решении вопроса о сходстве важным является сразу возникающее впечатление. Несущественные отличия в товарных знаках не влияют на общее их восприятие как схожих.

Наличие или отсутствие сходства юристу по товарным знакам и авторскому праву необходимо подтверждать, не надеясь на то, что судом будет проведена экспертиза, поскольку согласно судебной практике назначать ее не обязательно.

Для того, чтобы была установлена явная похожесть достаточно возможности смешения товарных знаков в сознании потребителя. Заявителю не нужно доказывать, что такое смешение уже произошло.

Угроза смешения будет установлена, если один товарный знак воспринимается за другой либо же когда потребитель считает, что товарные знаки используются для разных товаров, но от одного производителя.

Юридические услуги по оспариванию решения Роспатента об отказе в регистрации товарного знака

Для того, чтобы сделать вывод о законности отказа Роспатента в регистрации товарного знака необходимо учитывать, что не все включенные в товарный знак элементы являются охраняемыми. Например, к неохраняемым относятся те, которые характеризуют сам товар или вид деятельности, например, «мини АЗС» или «92» - для бензина.

В то же время оригинальные обозначения могут быть зарегистрированы только в том случае, когда наличие этих элементов в товарном знаке не может ввести в заблуждение потребителей относительно товара либо его изготовителя.

Очевидна незаконность отказа Роспатента, когда оригинальные элементы товарного знака никем не используются. Однако, если Роспатент при проведении экспертизы установит, что аналогичный элемент уже используется другим предпринимателем, не зарегистрировавшем его, необходимо помимо закона учитывать содержание двух документов:

  1. Информационного письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.09.2008 № 10/37-510/23 «Об использовании сведений из сети Интернет при экспертизе заявок на объекты интеллектуальной собственности» и
  2. Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных приказом Роспатента от 23.03.2001 № 39

Смысл этих документов заключается в том, что не допускается регистрация товарного знака, если другим предпринимателем уже используется схожий с ним товарный знак, который ассоциируется у потребителя с конкретным производителем товара или лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги).

При этом, для подтверждения такой ассоциации должны быть предоставлены доказательства   об объемах производства, рекламе, территории распространения таких товаров (рекламы товаров).

Также, для вывода о введении в заблуждение потребителя использованием нового товарного знака необходимо учитывать наличие доказательств, подтверждающих возникновение у потребителей четкой ассоциации между товаром, маркированным соответствующим товарным знаком, и его предшествующим производителем (исполнителем), которым, например, является опрос общественного мнения.

При этом, наличии аналогичного или похожего товарного знака в интернете, в том числе в доменном имени, в наименовании сайта, наличие дипломов на сайте организации с аналогичным товарным знаком не может само по себе свидетельствовать о том, что в сознании потребителя конкретный товарный знак ассоциируется с другим производителем.

Смотрите также основанные на нашем опыте ответы на следующие вопросы:

  1. Как признать регистрацию товарного знака недействительной?
  2. Условия досрочного прекращения права на товарный знак вследствие его неиспользования?
  3. От чего зависит размер компенсации за незаконное использование товарного знака?
  4. Порядок оспаривания решения Роспатента о недействительности патента на промышленный образец (полезную модель, изобретение)?
  5. При каких условиях возможно расторжение лицензионного договора и договора коммерческой концессии (франшизы)?

По вопросам защиты Ваших прав в Арбитраже на товарный знак, патент, коммерческое обозначение, произведение и другие объекты интеллектуальной собственности обращайтесь к ведущим юристам данной практики по тел.: 8 (863) 294-32-32, 8-918-554-77-57.

АФ «Ревякины и партнеры»

 

Задайте вопрос юристу

* Поля обязательные для заполнения

Как получить юридическую консультацию

Вы можете получить письменную юридическую консультацию по возможному, планируемому или имеющемуся судебному спору, описав сложившуюся у Вас ситуацию и направив свои вопросы. Для этого необходимо также указать свой адрес электронной почты, на который будет направлен ответ и номер мобильного телефона для оперативного уточнения обстоятельств дела и уведомления о направлении ответа.

В течение нескольких часов мы письменно ответим на поставленные Вами вопросы, укажем на наличие или отсутствие целесообразности обращения в суд, а также определим перспективу судебного разбирательства по Вашему делу.

Адвокатская фирма
"Ревякин и партнеры" -
услуги адвоката в Ростове-на-Дону, юридическая помощь бизнесу, консультация юриста по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам.

© Все права защищены. Ревякины и партнёры.